Был ли джаз до Impulse!? Часть 1: Крид Тейлор до ABC-Paramount или Вифлеемская звезда

Печать

История гласит, что в начале шестидесятых психолог по образованию и джазовый трубач по жизни родом из крохотного поселения в Вирджинии создал один из наиболее значимых джазовых лейблов в истории под названием Impulse! и подписал на него Джона Колтрейна, перевернувшего все представления не только о тенор-саксофоне, но и джазовой музыке в целом. Зовут его Крид Тейлор, сегодня ему 92 года и за первые сорок лет своей карьеры он успел спродюсировать с тысячу альбомов на лейблах Bethelehem, ABC-Paramount, Impulse!, Verve, A&M и основать свой собственный CTI Records.

Продюсер лейблов ABC-Paramount, Impulse!, Verve, A&M и основатель CTI Records (Creed Taylor Inc.) Крид Тейлор в разные периоды своей жизни

Продюсер лейблов ABC-Paramount, Impulse!, Verve, A&M и основатель CTI Records (Creed Taylor Inc.) Крид Тейлор в разные периоды своей жизни

Будущий джазовый продюсер провел два года в морской пехоте, один из которых пришелся на войну в Корее. Тренировочный лагерь, где Крид проходил подготовку находился в получасе езды на север от Сан-Диего, поэтому увольнения Тейлор мог проводить в знаменитом клубе The Lighthouse, где услышал Арта Пеппера, трио Реда Норво, в котором на тот момент играл Чарльз Мингус, Тэла Фарлоу, знаменитый бесфортепианный квартет Джерри Маллигана - Чета Бейкера и многих других.

В Корею же Тейлор взял не только воспоминания об услышанном, но и десятидюймовую пластинку с записями группы Маллигана-Бейкера и проигрыватель на батарейках.

Как известно, соглашение о перемирии было подписано (за исключением южнокорейской стороны) 27 июля 1953 года, примерно в то же время, когда заканчивались два года армейского срока Крида Тейлора. Вернувшись в США он решил преследовать карьеру джазового продюсера - пробовать преуспеть имело смысл в первую очередь в Нью-Йорке.

Журнал Jazz World от марта 1957 года. Кроме занятного заголовка 'Музыка против Элвиса Пресли' журнал хвастает фотографией певицы Крис Коннор

Журнал Jazz World от марта 1957 года. Кроме занятного заголовка 'Музыка против Элвиса Пресли' журнал хвастает фотографией певицы Крис Коннор

Как вскоре выяснилось его приятель по университету принимал в участие в устройстве нового лейбла - ключевую же роль играл Густав Уилди (известный как Gus Wildi, далее Гас Уилди), небедный иммигрант из Швейцарии, проживавший в штатах в течение всего пары лет и страстно желавший начать свое, как выяснилось в скором времени коммерчески провальное, дело.

Крид Тейлор или Вифлеемская звезда

Как и собственно Тейлор основатель лейбла мало что понимал в музыкальном бизнесе - прежде чем начинающий продюсер взялся за дело Bethelehem успел выпустить лишь серию неудачных поп-пластинок на 78 оборотов и придумать довольно пошловатый вариант обыгрывания названия лейбла 'A Star Of Bethelehem' ('Вифлеемская звезда'), отсылавший к известному библейскому сюжету.

Первая полноценная пластинка лейбла Bethelehem альбом певицы Крис Коннор 'Chris Connor Sings Lullabys Of Birdland', десять дюймов, BCP 1001. Запись спродюсирована Кридом Тейлором

Первая полноценная пластинка лейбла Bethelehem альбом певицы Крис Коннор 'Chris Connor Sings Lullabys Of Birdland', десять дюймов, BCP 1001. Запись спродюсирована Кридом Тейлором

Тейлор мягко объяснил Уилди, что выпускать в 1954 году пластинки на 78 оборотов без обложек по меньшей мере не слишком современно, и обратив внимание на уже отметившуюся записью на лейбле певицу Крис Коннор предложил спродюсировать первую полноценную десятидюймовую пластинку лейбла на 33 оборота. Проверив счет в банке Уилди дал свое согласие, Тейлор же пригласил трио во главе с пианистом Эллисом Ларкинсом и в результате случился альбом 'Sings Lullabys Of Birdland' имевший успех у критики и широкой публики благодаря как безупречному музыкальному наполнению, так и хорошо продуманному пиару на радио.

Пластинка не только дала возможность Тейлору спродюсировать внушительную серию джазовых пластинок на лейбле, но и по всей видимости стала определенной вехой в музыкальной индустрии в целом - именитые певицы схожего толка, вроде Джун Кристи и Аниты О'Дэй, прежде либо не записывали пластинок в малых составах, либо эти записи не имели успеха у публики, в отличие от их оркестровых работ.

Благодаря Тейлору лейбл мгновенно переключился на выпуск джазовых альбомов - как нельзя кстати пришелся Ред Клайд, большой поклонник жанра, будущий основатель лейбла Mode, делавший записи для Bethelehem на западном побережье. В ответ на работы Клайда Тейлор запустил серию East Coast Jazz, пластинки которой вписывались в так называемую 'west coast jazz' эстетику, однако были устроены на противоположном побережье, в Нью-Йорке.

Альбома контрабасиста Винни Берка в рамках серии 'East Coast Jazz', выпущенный под номером BCP 1010, десять дюймов

Альбома контрабасиста Винни Берка в рамках серии 'East Coast Jazz', выпущенный под номером BCP 1010, десять дюймов

К середине пятидесятых Тейлор завязал знакомство не только с множеством музыкантов (напротив офиса Bethlehem располагался бар 'Charlie's Tavern', куда наведывались музыканты из находящегося по соседству знаменитого клуба 'Birdland'), но и другими впоследствии легендарными персонажами. Двое из них, звукорежиссеры Том Дауд и Руди Ван Гелдер, не только ответственны за значительную часть сделанных на восточном побережье записей Bethlehem, но и в целом оказались ключевыми фигурами в истории джаза.

Звукоинженер Руди Ван Гелдер и продюсер Крид Тейлор спустя десять лет знакомства на записи альбома Стэна Гетца в заведении 'Cafe Au Go Go' в Нью-Йорке, 1964 год

Звукоинженер Руди Ван Гелдер и продюсер Крид Тейлор спустя десять лет знакомства на записи альбома Стэна Гетца в заведении 'Cafe Au Go Go' в Нью-Йорке, 1964 год

Не меньшую роль сыграл и оформлявший пластинки лейбла фотограф и иллюстратор Берт Голдблатт, одним из первых ставший использовать в качестве обложек черно-белые снимки музыкантов и инструментов, пропущенные через цветные фильтры. Еще одним новшеством Bethlehem стало внушительное ламинирование конвертов - вскоре этот элемент был взят на вооружение другими игроками индустрии.

Один из наиболее известных снимков Голдблатта, за который он получил некие награды. Как нетрудно догадаться в раструбе отражаются оба тромбониста, из чьих инициалов составлено название пластинки. BCP 13, LP

Один из наиболее известных снимков Голдблатта, за который он получил некие награды. Как нетрудно догадаться в раструбе отражаются оба тромбониста, из чьих инициалов составлено название пластинки. BCP 13, LP

Воздух Нью-Йорка того времени был словно пропитан джазом - каждый раз выходя во внутренний двор своей съемной квартиры Тейлор слышал потрясавшие его звуки флейты, наигрывавшей характерные для джаза мелодические линии. Однажды он не выдержал и отправился искать квартиру откуда доносилась музыка - так он совершил одну из своих первых крупных находок, наткнувшись на занимающегося Херби Манна, впоследствии ставшего наиболее известным, успешным и влиятельным флейтистом в истории джаза.

Первый сольный альбом Херби Манна, записанный в декабре 1954 года, также выпущенный в серии East Coast Jazz. BCP 1018, десять дюймов. Оформление пластинки занимался Берт Голдблатт

Первый сольный альбом Херби Манна, записанный в декабре 1954 года, также выпущенный в серии East Coast Jazz. BCP 1018, десять дюймов. Оформление пластинки занимался Берт Голдблатт

В середине пятидесятых сформировался в целом единый музыкальный стиль лейбла - акцент был сделан в первую очередь на белых артистах. Что занятно, основными исключениями стали контрабасисты - на лейбле вышли альбомы Милта Хинтона, Оскара Петтифорда и, несколько позже, Чарльза Мингуса. Некоторую роль в общем срезе играли пластинки, устроенные на западном побережье, где белые музыканты традиционно в количественном отношении преобладали над черными, однако ньюйоркские записи тех лет также исполнены в первую очередь белыми артистами, традиционно более склонными к мягкому, 'куловому' звучанию.

Куда дальше?

Будучи человеком с определенными амбициями Тейлор стремился к другим масштабам. В газете он прочитал о том, что кино-театральная корпорация American Broadcasting Paramount Theatres, Inc. открывает собственный музыкальный лейбл, первоначально получивший название Am-Par Records, но почти сразу переименованный в ABC-Paramount. При первой же возможности Тейлор добился встречи с руководством нового лейбла и апеллируя к своим успехам в качестве джазового продюсера Bethlehem смог добиться места в новой компании.

Знаменитая подпись Тейлора, ставшая гарантией качества

Знаменитая подпись Тейлора, ставшая гарантией качества

Что интересно, согласно изданию Billboard, Bethlehem остались без своего юного дарования летом 1955-го, а присоединился к ABC-Paramount Тейлор лишь в декабре того же года. При этом записи первых пластинок по некоторым сведениям датируются осенью - каким образом они были организованы без официального зачисления Тейлора в штат остается небольшой загадкой.

Тейлор забрал с собой на ABC-Paramount целую плеяду музыкантов с которыми успел поработать на Bethlehem, не забывал навещать студию Руди Ван Гелдера, первое время использовал таланты и наработки Берта Голдблатта при оформлении пластинок. Удивительным образом крупный лейбл позволял Тейлору устраивать одну джазовую запись за другой - наиболее интересные из них в следующем материале об отношениях продюсера с ABC-Paramount и второй половине пятидесятых в его карьере.

 

Лейблы




Друзья

BigJazzBook.ru Джазовая библиотека

Ссылки

vkontakte
facebook link

youtube channel
instagram
Яндекс.Метрика