Серия OJC дает отличную возможность собрать состоящую из джазовой классики коллекцию в достойном, аудиофильном качестве. При переиздании использовалась оригинальная пленка, по крайней мере до 1987 года мастеринг был аналоговым. Некоторые ремастеры делал знаменитый Джордж Хорн - подобные выпуски отличают его инициалы на сбеге - GH.
Буквы GH на сбеге означают, что ремастер делал Джордж Хорн. Не путать с G1 или G| - это обозначение завода, где печаталась пластинка
Существуют разные мнения использовался ли аналоговый ремастер при изданиях после 1986 года или же на винил переносили мастер, сделанный для CD.
Стив Хоффман утверждает, что 99% всех выпущенных до 1992 года пластинок серии OJC сделаны по технологии ААА (аналог на всех этапах процесса), однако для пущей уверенности в аналоге рекомендую приобретать первые издания выпусков 1-270.
Многие пластинки серии до сих переиздаются компанией Concorde - существует также много переизданий с OJC, сделанных другими фирмами. Во многих случаях пластинка может оказаться цифровым ремастером, однако это довольно общий вывод.
Ключевые элементы для распознавания оригинальных изданий:
Аналоговые издания имеют канавку наподобие традиционного deep groove, только без собственно углубления.
Канавка на том месте, где раньше был бы deep groove
Если подобная канавка есть, но совсем маленького диаметра (порядка 3 сантиметров), прям вокруг шпинделя, то таких изданий стоит избегать - во многих случаях это пресс с цифровым мастерингом.
Маленькая канавка, прямо вокруг шпинделя - более поздние издания
Настоящие аналоговые издания имеют характерный шум пленки на вводной дорожке и перед каждой следующей композицией. Характерным примером являются, скажем, немецкие издания с упоминанием имени специалиста по мастерингу Бернхарда Микульски (Bernhard Mikulski) в левом нижнем углу задней части конверта. Подобные пластинки сделаны с цифрового мастера и не имеют шума на вводных дорожках. Звучат вполне себе как хороший CD, может даже лучше.
(Существует мнение, что мастеринг был сделан с применением аналоговой технологии подавления шумов, что может вызывать подобный эффект. Вопрос открытый.)
Немецкие издание с именем Bernhard Mikulski в левом нижнем углу, ответственного за мастеринг
Примерно в 1987 году на обложке начинают появляться штрих-коды - совпадает это и с эрой CD, поэтому на такие пластинки следует обращать меньше внимания - скорее всего они используют цифровой ремастер.
Приблизительная хронология выпусков OJC:
1982: 1 – 40. Первые сорок пластинок серии имеют обложки во многим схожие с обложками оригинальных изданий - крепкие картонные конверты, на обратной же стороне можно увидеть, как приклеен лист с сопроводительным текстом. Исключительно по обложке судить нельзя, поскольку нередко те же конверты использовались на более поздних переизданиях.
На фото видно, что текст сзади напечатан на квадратном листке бумаги и приклеен к конверту
На первых выпусках использовалось подобие obi, узкая бумажная лента проходящая через весь конверт. На лицевой стороне в большинстве случаев указан ценник 5.98$, на обратной стороне - список выпущенных в серии пластинок. В некоторых случаях подпись с ценой отсутствует - скорее всего это пластинки предназначенные для импорта.
Хочу уточнить, что понятие obi пришло к нам из Японии - там это слово означает пояс, повязанный поверх традиционной одежды, например кимоно. Obi не следует писать заглавными буквами, поскольку это слово, а не аббревиатура - также не стоит называть obi стикеры и любые другие бумажные приложения к пластинке.
OJC-110 Johnny Lytle - The Village Caller! - судя по всему последняя пластинка серии, выпущенная с obi
41 и дальше: На этих изданиях конверт напечатан по более современной технологии - текст сзади не находится на отдельном листе бумаги, поверхность более глянцевая.
Текст сзади напечатан прямо на конверте, а не на отдельном листке бумаги
Далее obi сменяет стикер - ориентироваться стоит на его размеры и указанный ценник. По моим наблюдениям выпуски после 110 номера имеют уже слегка укороченный стикер (и соответственно не имеющий на обратной стороне перечисления пластинок серии) с ценником 5.98$ или без (по другим свидетельствам смена произошла в районе 180 номера). Желтые стикеры использовались для переизданий альбомов Contemporary - в остальном они идентичны традиционным серым.
Большой стикер, односторонний, с ценником 5.98$ или без. Желтый, в случае если речь про переиздание альбомов лейбла Contemporary, в остальных - традиционный серый
В интернете предлагают следующую хронологию:
1982: 1 – 40; нюансы с обложкой
1983: 41 – 90 новый формат обложки. obi
1984: 91 – 179: obi
1985: 180 – 210: длинный стикер, 5.98$
1986: 211- 270: длинный стикер, 5.98$
1987: 271 – 320: длинный стикер, 5.98$
1988: 321 – 347: короткий стикер или длинный с ценником 6.98$
1989: 348 – : короткий стикер или длинный с ценником 6.98$)
Большой стикер с новым ценником 6.98$. Встречается наравне со маленьким стикером Original Jazz Classics
Моя же примерная хронология заметно отличается:
1-40 - обложка со старой технологией приклеивания задника, obi
40-110 - новый формат обложки, obi
110-245 - большой стикер, 5.98$ или без ценника.
245 и дальше - маленький стикер или большой с новым ценником в 6.98$, появляется штрих-код, возможна надпись Remastered by Phil De Lancie
Маленький стикер Original Jazz Classics - соответствует по времени большому стикеру с ценником 6.98$. Позже появилась наклейка вовсе без текста, лишь с логотипом Original jazz Classics
Критичен тут в первую очередь момент появления штрих-кода и ремастера Фила Деланси, который, судя по всему, является гарантией цифрового ремастера.
Стоит отметить, что некоторые переиздания с Fantasy выходили на OJC на красном виниле.
Существовал и отдельный стикер для переизданий соул-джазовой классики с лейбла Prestige - они имели место в конце восьмидесятых.
Выпускалась также лимитированная серия с номерами OJC-17XX, стартовавшая в 1986 году - для нее использовались золотые наклейки с ценником 8.98$. Два дополнительных доллара с каждой пластинки шли на цифровой ремастер и премиальный винил.
На стикере указано, что сделан цифровой мастеринг с оригинальных пленок
Встречаются со схожими этикетками переиздания не слишком очевидного происхождения - склонен считать, что эти издания выполнены не Fantasy, а сторонними фирмами, в период девяностых-нулевых, и поэтому доверять им лишний раз не стоит.
Переиздания не имеют номера OJC, этикетки с канавкой небольшого радиуса
Отличить их можно по тому, что они не имеют номера OJC и напечатаны с небольшой канавкой вокруг шпинделя.
Что в итоге?
Одним из поводов к разговору об OJC стал резкий взлет цен на пластинки этой серии - причем речь уже идет не только о записях имеющих культовый статус (условный 'Saxophone Colossus' Роллинза или те же пластинки Билла Эванса для Riverside), но и про казалось бы менее популярные работы.
Общие тенденции очевидны - спрос на устоявшуюся классику модерн-джаза (а это, собственно, профиль OJC) заметно растет, оригиналов становится меньше и многие обращают свой взор на серию переизданий, которая вот уже скоро будет праздновать 40 лет со дня основания. Только вот, если прежде ценник на альбомы серии составлял вполне разумные 10-15$, то, уже не кажущийся нынче чем-то из рук вон выходящим, вариант 50-100$ переводит пластинки из разряда распространенных в разряд коллекционных.
Надеюсь, некоторые приведенные выше сведения окажутся полезны при поиске желаемого звука, издания, музыки.