FAQ / Часто задаваемые вопросы

Печать

Разобраться во всех тонкостях и прелестях джазовых лейблов, различиях записи и методов печати подчас слишком трудно и поэтому часто следует просто ограничиться основными понятиями, представлениями, дабы не попасть впросак, принять оригинал за оригинал, а не за переиздание, временами не имеющее заметных на первых взгляд отличий, да и просто иметь представление о том, как все было, должно выглядеть..уф, начнем лучше

Я принес товарищу любимую пластинку, а он усмехнулся, достал такую же и сказал, что у него в руках оригинал, а у меня не имеющая ценности поделка. В чем дело?

Дело в том, что порой оригинал довольно сложно отличить от любого другого последующего издания, будь оно через месяц или даже несколько десятков лет. Это касается любого музыкального жанра, в том числе и того, что нас с Вами интересует больше всего - американского джаза. Не случайно я добавляю определение 'американского', все дело в том, что издания других стран обладают своими совершенно уникальными особенностями и рассматривать их все будет, пожалуй, бессмысленной затеей. Впрочем, определенные понятия, как например тот же Deep Groove (о котором чуть позже), имеют место в изданиях многих стран, не только США.

Прежде всего возьмем пластинку в руки. Повертим. Даже понюхаем. И ничего смешного, ведь запах тоже говорит о многом. Дело в том, что любая пластинка, полвека пролежавшая в неизвестно каких подвалах обладает специфическим запахом картона. Схожим обладают старые книги. Точно также, как в случае с книгами по запаху легко отличить новую от старой - новая отдает свежими чернилами и легким бумажным запахом. В случае с пластинками имеет место нечто подобное.

Что такое deep groove (дип грув)?

Deep Groove - канавка по кругу на яблоке (лейбле), которую можно увидеть только на старых пластинках, поскольку появлялась она при печати. В 60-х стали применять другой пресс при печати, который позволял делать пластинку без этой канавки. Существуют также интересные прессы, где с одной стороны канавка есть, а с другой нет. Канавку не стоит путать с просто кругом, который может быть на изданиях поздних 60-х. Также, не стоит ее приписывать какому-то одному лейблу (Blue Note или Prestige), подобная канавка имела места просто в определенное время на большинстве лейблов, просто на каждом смена оборудования могла произойти в разное время. Например легко можно найти Verve с deep groove 67 года и нелегко Prestige того же года. Поэтому для Verve редко используют понятие deep groove.

Пример с Deep Groove
deep groove
Пример без Deep Groove, но тоже с кругом
no deep groove


При описании пластинки часто пишут EAR (с "ухом"), VAN GELDER (RVG), Bell Sound. Что это такое?

Все эти слова и буквы можно найти на пластмассе, ее пустой части, прямо рядом с яблоком, где обычно располагается фабричный номер пластинки. Кроме упомянутых выше понятий существует еще множество различных сокращений, в основном указывающих на завод изготовления пластинки.

EAR. Или же по-русски, ухо. Не что иное как похожая на ухо закорючка, которую можно найти все там же. Выглядит она примерно вот так. 

ear blue noteear

Van Gelder. Начнем с самого простого - Руди Ван Гельдера, звукорежиссера, который делал почти все записи для Blue Note, многие для Prestige и Impulse! Все записи отличаются открытым, очень легко узнаваемым звуком. Все по-разному относятся к подобной манере звучания, но как бы там ни было это стандарт качества и наличие слов Van Gelder или букв RVG на массе означает его непосредственную причастность к пластинке. Другое дело, что это может быть как нацарапано рукой, так и напечатано машинным способом :)

van gelder stamped

van gelder RVG

Bell Sound. Подобную надпись можно увидеть на пластинках, мастеринг которых был сделан на студии Bell Sound в Нью-Йорке. Характерна прежде всего для лейбла Impulse, также для ESP-Disk. 

bell sound

Чем отличается пластинка 10' ("десятка") от обычного LP?

Размером, материалов и конечно же звучанием. Естественно, прежде всего на подобную пластинку помещается несколько меньше, чем на большой формат в связи с другим диаметром пластинки. Во-вторых, 'десятки' выпущенные в их золотой период с 49 по 53 года шеллачные, то есть не готовы ни к каким изменениям собственной формы. Ну и отсюда растут руки у третьего отличия - шеллак обладает определенными структурными особенностями, значительным шумом массы при воспроизведении, легкой стираемости при использовании не самых лучших иголок (а если разговор идет о тех годах, то там все иголки были не самыми лучшими) и соответствующем шипении-потрескивании.

10 inch recordСтоит отметить, что Tim Neely в своем каталоге очень высоко оценивает подобные пластинки, нередко в сотни долларов в Near Mint состоянии, но не стоит забывать. что градация в книге не плавающая и скидок на год издания пластинки нет, поэтому десяток в подобном состоянии в природе почти что не существует.

Не могу разобраться с градациями состояния пластинки и конверта...какие-то Near Mint, VG+, а то и вовсе G...G это же Good

Несмотря на то, что в большинстве каталогов используется четкая градация NM VG+ VG множество продавцов использует различные вариации, к примеру EX, VG++, VG-, в которых порой легко запутаться. Для начала разберем, что такое NM VG+ и VG. VG, как легко понять, означает Very Good, то есть очень хороший, VG+ очень хороший с плюсом, ну и Near Mint попросту означает, что пластинку будто бы сегодня произвели на свет. Tim Neely в своих каталогах придерживается жесткого коллекционирования - прежде всего он не делает скидок на возраст пластинок, и именно поэтому Вы можете увидеть серьезные цифры под колонкой Near Mint, поскольку ясно, что в подобном состоянии пластинок остается все меньше и меньше. При этом он однозначно дает понять, что VG+ это замечательная пластинка, обладающая совершенно незначительными, в основном визуальными недочетами, а VG это превосходный экземпляр с небольшими потрескиваниями. 

К сожалению для продавцов на руси существует в основном одно лишь узколобое слово - МИНТ или В МИНТЕ. Означает оно для них состояние новой пластинки, то есть даже лучше, чем Near Mint, но на деле конечно хорошо, если Вы получите Тимниловский VG+. Естественно, надо понимать, что подавляющее большинство представляющих интерес джазовых записей имеет некоторые дефекты состояния, поскольку пластинки в основном из 50х-60х годов, и им, ни много ни мало 50-60 лет. Что еще хуже, понятие EX и VG+ может и вовсе означать нечто, что должно именоваться VG и VG-, а уж если Вам заявляют, что пластинка VG, то тут вообще пиши пропало.

Я предпочитаю придерживаться несколько другой градации. Для меня высшая оценка пластинки - EX. В таком случае пластинка на мой взгляд прекрасно слушается, выглядит, у нее нет никаких значимых проблем. VG+ - для меня тоже отличная оценка, при этом пластинка может иметь какие-то проблемки. VG - будьте готовы к потрескиваниям, но тем не менее это вполне неплохой вариант для послушать.



 

Лейблы




Друзья

BigJazzBook.ru Джазовая библиотека

Ссылки

vkontakte
facebook link

youtube channel
instagram
Яндекс.Метрика