Полезное / Я хочу слушать джаз на пластинках, но не знаю с чего начать...

Печать

И хотя это не совсем мой случай, хочу написать пару строк для тех, кто задал разок хотя бы себе такой вопрос.

Итак. Вы поняли внутри себя, что любите джаз. Это уже много, можно бы и на этом остановиться. Но, конечно, джаз прежде всего слушают, и если лучший вариант это слушать вживую, то второй лучший вариант - слушать джаз на пластинках.

ЧТО понадобится для собственного этого замечательного процесса?
Пойдем от источника к Вашим ушам.

1. Виниловая пластинка
2. Виниловый проигрыватель
3. Фонокорректор (опционально)
4. Усилитель
5. Колонки

Кажется это много, но на самом деле начать проще простого. К примеру, можно иметь последние два, а возможно даже три пункта почти в одном, называя это музыкальной системой, которую вполне приличную можно раздобыть меньше чем за десяточку. Ее плюс в многофункциональности - она вполне сыграет как то, что у Вас в айподе, так и любимую пластиночку.

Теперь то, без чего никак.

Это пластинка и проигрыватель.

Эти два пункта важнее всего, поскольку это источник звука. Это как слушать плохого исполнителя - не имеет значения, где Вы его слушаете, будет ясно, что он плохой и удовольствия вы не получите.

Джазовые оригинальные американские издания хороши своим уровнем звукозаписи - редкое дело, когда Вы останетесь ею недовольны, разве, что запись архивная. Поэтому покупая подобную пластинку Вы вряд ли прогадаете, хотя, конечно, вполне возможно будете недовольны, тем, что она шипит-трещит.

Что касается вертушки, то тут основных момента три.
Первый - вращательный механизм. Суть в том, что проигрыватель должен поддерживать постоянную скорость вращения, иначе появятся неприятные отклонения по высоте звука.
Второй - тонарм, его сила нажатия на пластинку. Это, пожалуй, важнейший момент, поскольку именно тут рождается звук.
Третий - собственно игла. Естественно, что если у Вас замечательный торенс, но игла на нем - ГЗМ, то толку от торенса не будет никакого.

В принципе, поддерживая эти две важнейших вещи, пластинки и проигрыватель на уровне, Ваша дальнейшая задача просто сохранить получаемый звук.

Есть, конечно, очень важные нюансы, как, скажем, напряжение. На себе могу сказать, что утром у меня пластинки зачастую звучат на порядок лучше, чем вечером, когда весь дом включает телевизоры и никакой стабилизатор не помогает.

 

Немножко об усилителях. Бытует мнение, что для джаза предпочтительнее ламповый усилитель, для рока - транзисторный. Пожалуй, я соглашусь с ним. Основная задача усилителя собственно усилить сигнал как можно меньше изменяя его. То, что может сделать ламповый усилитель с музыкой очень на пользу джазу - окрасить верха, уменьшить плотность звучания, где-то расширить общую картину и конечно подкрасить солирующий инструмент, будь это голос или саксофон. Безусловно, эти изменения не совсем справедливые и окраска эта отдаляет от настоящего звука, но при этом подобное раскрытие позволяет замечательно слушать малые составы.

Что касается транзисторного усилителя, то тут ситуация другая. Звук сушится, делается плотнее, мощнее, что более желательно для тяжелого гитарного звучания, чтобы создавалась стена звука. При этом возможно даже, что транзисторный усилитель выдаст большую детальность.

В целом, для меня лампа - бесконечное обаяние, без которого джаз представить невозможно. Транзистор же большая точность.

 

Теперь немножко о пластинках. На недорогой ламповой системе лучше всего будет звучать джаз середины шестидесятых. Во-первых, стерео пластинки в это время уже одерживают безоговорочную победу над моно версиями из-за чего расширяется общая картина, и появляется возможность сильнее разграничить звучащие инструменты. На моно пластинках разграничение происходит вглубину (или можно сказать вдаль, к примеру вокалист на переднем плане, оркестр на заднем), теперь же благодаря стерео половина оркестра может оказаться слева, вторая половина справа, а вокалист так же оставаться посередине.

Более того, чистые пластинки шестидесятых значительно проще найти, чем пластинки в подобном состоянии из пятидесятых, и дело даже не столько в том, что прошло десять лет. Просто слушали пластинки на совершенно разной аппаратуре, в шестидесятых уже начали появляться приличные иголки и убить пластинку стало труднее.

На средней системе очень здорово будет звучать Cadet/Argo, двухглазая Columbia, многие Verve, Mercury. Это связано и с общим повышением уровня сигнал/шум, да и вообще с тенденцией записывать более высоким уровнем. Это особенно хорошо слышно на многих пластинках Atlantic - на раннем черном атлантике уже небольшое потрескивание может помешать музыке, в то время как на более поздних изданиях мощь звука перебивает любую грязь пластинки.

Есть некоторые записи, купив которые вы никогда не прогадаете. Это первые и вторые издания на Impulse!, Prestige, даже более поздние на Blue Note, сделанные Руди Ван Гельдером. Подобные пластинки будут звучать здорово как на сильных, так и на более слабых системах.

 

Лейблы




Друзья

BigJazzBook.ru Джазовая библиотека

Ссылки

vkontakte
facebook link

youtube channel
instagram
Яндекс.Метрика